Рынок специй на Украине замер

загрузка...

После кризиса производить и продавать специи и приправы в Украине стало сложнее и не так прибыльно. Сократившийся спрос, сложности с закупкой сырья и таможенные преграды — вот неполный перечень проблем участников этого рынка.

Специями принято называть все вкусовые добавки, предназначенные для приготовления пищи. Даже соль и сахар относятся к этой категории товаров. Но особым спросом у кулинаров всего мира пользуются натуральные добавки — пряности, производимые преимущественно в азиатских странах. В Украине пик развития рынка специй пришелся на докризисный период, после которого вход в бизнес усложнился высокой конкуренцией и спадом потребления. Теперь появление новых производителей специй и всевозможных приправ — большая редкость. Но даже те, кто рискнул развивать производство, предпочли осваивать региональные рынки, отказавшись от затеи соперничать с лидерами отрасли.

Во всем мире специи и пряности применяют в кулинарии, пищевой промышленности, а также в медицине и при производстве мужского парфюма и женских духов. Национальные кухни многих стран невозможно представить без специй. К примеру, своей остротой славится мексиканская пища, при приготовлении которой в больших количествах добавляют острый перец чили. В списке крупнейших стран-потребителей пряностей значатся США, Германия, Япония и Франция. Своего рода перевалочной базой специй и пряностей ныне является Сингапур, куда поступает большое количество сырья из Таиланда, Шри-Ланки и других стран Юго-Восточной Азии. В Сингапуре пряности также перерабатывают местные производители, фасуют и продают их по всему миру.
Крупнейшие мировые экспортеры пряностей — Индия, Индонезия, Вьетнам и Бразилия. Но так как урожай во многом зависит от погодных условий, ежегодно пальма первенства по разным видам специй переходит от одной страны к другой. Некоторые страны поставляют только определенные пряности. Так, Марокко, Египет, Австралия, Болгария, Румыния и Россия считаются ведущими поставщиками кориандра, а например, Сирия и Иран специализируются на тмине и зире. В общем же объеме продаж мировыми лидерами являются Индия и государства Индокитая. Индия еще с древних времен была мировой Меккой пряностей. Сотни лет назад в поисках приправ сюда прибывали арабы и римляне. А в XV веке португальцы открыли морской путь из Европы в Индию благодаря тому, что пряности пользовались огромным спросом и торговля ими была очень прибыльным делом — рентабельность превышала 2000%. Стоит отметить, что и у индусов пряности пользуются большой популярностью. В условиях жаркого климата и плохой гигиены они отчасти дезинфицируют еду и скрывают неприятные запахи. Собирают пряности в основном вручную, так как деревья растут близко друг к другу и на технике к ним сложно добраться

Не только последствия финансового кризиса сдерживают рост украинского рынка специй и пряностей. По мнению Василия Забужко, в Украине по-прежнему не сформировалась культура потребления этой продукции. Но, как подчеркнул предприниматель, винить здесь никого не стоит, так как долгие годы у украинцев не было доступа к большому выбору пряностей. «На кухне самой бедной индийской семьи всегда есть 5–10 видов специй. Там знают, как их применять и с чем. У нас же чувствуется наследие советского периода, когда в страну завозилось всего 10–12 видов пряностей, в то время как в мире их более 300. Но, к сожалению, на нашем рынке до сих пор представлены не все», — констатирует г-н Забужко. Впрочем, и теперь привить украинцам вкус к новым пряностям достаточно сложно. «Мы регулярно завозим и продаем новую продукцию, — объясняет Василий. — К примеру, недавно завезли пряность, которая называется асафетида. На рынках Азии ее хорошо знают, да и в Европе раньше использовали. Но у нас ее не было, поэтому продать что-то новое в Украине очень сложно».

Притом что культура потребления приправ в нашей стране далека от мировых традиций, у нас уже сформировались некоторые особенности рынка и предпочтений покупателей. «Паприка наиболее востребована в Закарпатье и на юге страны, барбарис — в Крыму, — заявляет Константин Сичной. — Жителей востока можно характеризовать как консерваторов, а потребителей на западе и в центре страны назвать новаторами. Именно поэтому новинки лучше запускать в западных и центральных областях. К сезонным особенностям следует отнести увеличение продаж приправы к шашлыку и грилю в апреле. Также весной начинается снижение продаж приправ к картофелю и моркови».


Поделитесь рецептом с друзьями!
|